Адвокат Гришанин Илья Константинович
Грамотная юридическая помощь в сложных ситуациях!
Телефон: +7-920-077-07-97 ( ) Вконтакте:

Адвокат по взысканию долгов Гришанин И. К. в Нижнем Новгороде и области

Дебиторская задолженность - это денежные обязательства одной организации перед другой. Кредитором здесь выступает заемщик, а дебитор - это должник, который вовремя не перевел деньги за услугу или товар. Такие ситуации в бизнесе возникают часто. Причины могут быть разные - от ошибки финансового отдела до банкротства или мошенничества контрагента.

Пошаговая инструкция по взысканию задолженности

Предложенный алгоритм действий поможет компании выработать эффективную методику истребования долгов. 

Контроль за состоянием расчетов с контрагентами

Прежде всего, нужно установить контроль за полнотой и своевременностью оплаты контрагентами поставленных товаров. Во многих организациях дебиторская задолженность отслеживается бухгалтерами, которые фиксируют факты несвоевременной оплаты долгов, но не всегда оперативно реагируют на них. Такое положение вещей обусловлено отчасти тем, что бухгалтеры не имеют юридического образования и опыта истребования долгов, и загружены текущей работой по отражения в учёте массы финансово-хозяйственных операций. 

Собираем доказательства наличия задолженности

На этом этапе необходимо проанализировать все необходимые документы, которые подтвердят факт наличия дебиторской задолженности (договор, счета-фактуры, акты выполненных работ или услуг и иная документация). Правильно функционирующая система документооборота компании сделает сбор доказательной базы для взыскания дебиторской задолженности простой задачей. 

Анализируем состояние должника

Провести анализ текущего состояния должника, его активов, показателей доходности и позиций на рынке необходимо для того, чтобы понимать — есть ли у него вообще активы для погашения задолженности.

Если анализ деятельности должника показал проблемы в бизнесе, то наилучшим выходом будет инициация процедуры банкротства с дальнейшим взысканием долга за счет реализации на торгах его имущества.

Кроме этого, понимание внутренних проблем компании-должника может сослужить хорошую службу при проведении переговоров с должником и поможет в поиске возможных выходов из сложившейся ситуации.

Проводим переговоры

Прежде чем направлять претензии и угрожать судебными разбирательствами, обязательно следует сесть с должником за стол переговоров.

Узнайте у должника о причинах просрочки платежей, предложите ему несколько вариантов решения проблемы. Рассрочка или отсрочка исполнения обязательств по договору — одни из самых оптимальных выходов из ситуации с просроченной «дебиторкой». Взыскание долга в судебном порядке, а тем более участие в процедуре банкротства сулят дебитору дополнительные затраты.

Решение пойти должнику навстречу и предоставить некоторые послабления в выплате задолженности может послужить опорой для дальнейшего плодотворного и взаимовыгодного сотрудничества.

Закрепляем договоренности на бумаге

Переговоры прошли успешно, и вы договорились о новых условиях взаиморасчетов? Обязательно составьте необходимые дополнительные соглашения, которые в полной мере будут отражать достигнутые договоренности.Эти документы необходимы не только должнику, но и кредитору на тот случай, если и по новым договоренностям оплата не будет поступать или будет поступать с нарушением оговоренных сроков.

Претензионная работа

В том случае если устные переговоры не привели к желаемому результату, нужно переходить к следующему этапу истребования долгов. На этом этапе надо подготовить письменную претензию со ссылкой на следующие данные:

  • нормы законодательства (например, ст.ст. 309, 314 ГК РФ);
  • положения договора;
  • совершенные финансово-хозяйственные операции;
  • счета-фактуры и первичные документы.

В претензии следует сформулировать просьбу погасить задолженность и предупредить, что в случае неоплаты долга, компания обратится в суд и кроме основного долга будет истребовать неустойку и судебные расходы. Необходимо приложить к претензии акт сверки взаимных расчетов. Подписанный уполномоченными лицами акт поможет подтвердить сам факт наличия задолженности, а также продлить течение срока исковой давности. Это поможет сэкономить время и деньги.

Судебное взыскание

На этом этапе нужно подготовить исковое заявление, приложить к нему пакет документов, оплатить госпошлину или подать заявление об отсрочке её уплаты. Здесь важно правильно выбрать судебный орган, в который будет направлен иск. Как правило, споры рассматриваются в суде по месту нахождения ответчика. Но из этого правила имеются исключения, например, в договоре может быть предусмотрена другая подсудность. Кроме того, важно соблюсти досудебный порядок разрешения спора для определенной категории дел.

Исполнительное производство

Выигранный спор в суде – это ещё не окончательная победа. Практика показывает, что многие судебные решения так и остаются на бумаге. Для того чтобы добиться реального исполнения судебного акта нужно организовать эффективное взаимодействие с приставами-исполнителями. Необходимо активно взаимодействовать с приставами и периодически напоминать о себе: звонить, встречаться, интересоваться ходом исполнения решения. В общем, нужно держать руку на пульсе финальной стадии взыскания задолженности.

Самое главное — превентивная защита

Но все же самый главный момент в работе с дебиторской задолженностью — это недопущение просрочек как таковых. Поэтому очень важно ответственно подходить к выбору контрагентов. Своевременная проверка показателей компании и ее места на рынке поможет избежать необходимости взыскания, а при наличии проблем добросовестный контрагент сам оповестит вас о них и предложит начать поиск компромиссного решения.

Автор: Глебов Владислав Владимирович, Управляющий партнер Milton Legal, адвокат

Источник: Российская газета